Тарифы на жилищно-коммунальные услуги с каждым годом неумолимо растут. Остановить рост тарифов гражданам не по силам, единственный способ снизить сумму в платежке - экономия ресурсов. Иных вариантов просто нет. Поэтому многие собственники снижают затраты с помощью измерительных приборов для учета расхода потребляемых коммунальных ресурсов. А именно, устанавливают счетчики на газ, тепло и воду.
На основании п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства от 6 мая 2011 года № 354) (далее — Правила №354), при учете объема (количества) оказанных коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, применяются индивидуальные приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Также эта норма содержится в статье 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008г. №102-ФЗ.
Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009г. №261-ФЗ (далее — Федеральный закон № 261-ФЗ) предусматривается установка индивидуальных приборов учета потребления ресурсов в жилом помещении. Согласно п. 5, 5.1 ст. 13 указанного закона, собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию с последующей опломбировкой.
На собственников жилых домов и помещений в МКД, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования обязанность установки приборов учета природного газа не распространяется (п. 5.2 Федерального закона261-ФЗ).
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление счетчика в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения (п. 81 Правил №354).
Напомним, что исполнителем по предоставлению коммунальной услуги является либо УО (ТСЖ, ТСН, ЖСК, ЖК УК), если платежи идут через УО, или ресурсоснабжающая организация (РСО), если платежи идут напрямую.
Согласно п. 81.9 Правил №354 ввод приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем или гарантирующим поставщиком без взимания платы.
Индивидуальный прибор учета фиксирует объем коммунальных услуг, использованных конкретным потребителем. То есть, он всегда отражает индивидуальное потребление и является основанием для выставления квитанций управляющей организацией.
Можно ли не устанавливать ИПУ? Да, можно. Без проблем. Но готовьтесь заплатить не только по нормативам потребления, но и, в отдельных случаях, - с учетом повышающего коэффициента.
В 2022 году повышающий коэффициент на воду и электроэнергию без счетчика остается равным 1,5 (п. 4 а.1 Приложения №2 Правил №354). Таким образом, собственники помещений, не установившие счетчики на указанные ресурсы, платят больше, а это значительно ударяет по семейному бюджету. Установка приборов учета позволяет собственникам платить только за фактическое потребление ресурсов .
Повышающий коэффициент за отсутствие приборов учета применяется только к холодной воде, горячей воде и электрической энергии и только при наличии технической возможности установки таких приборов учета (абз. 3 п. 42 Правил № 354).
Напомним, что отсутствие технической возможности установки ИПУ актируется представителями УО по критериям, установленным Приказом Минстроя России и жкх РФ от 28.08.2020г. №485/пр (ПУ холодной и горячей воды, электрической энергии, природного газа и тепловой энергии).
Повышающий коэффициент за отсутствие приборов учета не применяется к расчету за тепловую энергию и за газ. При отсутствии индивидуальных приборов учета расчет производится согласно п.п. 2, 2.1, 2.2, 5 Приложения 2 к Правилам № 354.
Следует знать, если счетчик уже стоит, вмешиваться в его работу категорически запрещается.
На основании ст. 81.11 Правил №354, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. Для этого, исполнителем (либо гарантирующим поставщиком) при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора, устанавливаются контрольные пломбы, индикаторы антимагнитных пломб и пр. При выявлении факта нарушений установленных показателей составляется акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта.
Следует запомнить. Согласно законодательству, своевременная поверка и замена счетчиков в случае необходимости — обязанность собственника жилья (п.81 Правил №354). исключение составляет лишь прибор учета электроэнергии (п. 80.1 Правил №354).
В этом случае, обязанность контролировать исправность прибора лежит на ресурсоснабжающей организации, собственнику жилья необходимо только обеспечить доступ к прибору учета.
Если корректность показаний вашего прибора учета вызывает сомнения, например — при сильном завышении фактического расхода ресурсов, то рекомендуется провести поверку до наступления межповерочного интервала, и, при необходимости, заменить неисправный прибор.
В соответствии с п. 81.13. Правил № 354, в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) собственник жилья обязан незамедлительно известить об этом управляющую организацию, при этом сообщив показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности), также, необходимо обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя. Вместе с тем, при обнаружении неисправности прибора учета электрической энергии, в том числе внешних повреждений, собственник обязан в течение одного рабочего дня известить об этом гарантирующего поставщика, сетевую организацию.
Для проведения поверки нужно вовремя обратиться в специализированную организацию, занимающуюся поверкой и выдачей соответствующего акта. Узнать сроки проведения поверки можно из акта установки счетчиков или предыдущего акта поверки. Результат поверки счетчиков необходимо предоставить в управляющую компанию в обязательном порядке. Если срок поверки пройдет, а документы не поступят, то управляющая организация имеет право начислять плату за потребляемые ресурсы исходя из нормативов, применяемых к квартирам, где не установлены приборы учета.
После проведения поверки необходимо пригласить представителя управляющей организации для проведения опломбировки прибора учета.
Следует запомнить. Согласно п. 81.14 Правил №354 опломбирование осуществляется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно, в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Вместе с тем, в соответствии с п.п. 82, 83 Правил №354, у управляющих организаций существует обязанность проводить проверки приборов учета не реже одного раза в год, а если проверяемые приборы учёта расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще одного раза в 3 месяца. При проведении проверок проверяется состояние установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей, факт их наличия или отсутствия; достоверность представленных потребителями сведений о показаниях приборов учёта и распределителей. Достоверность показаний проверяется путём их сверки с переданными собственником показаниями соответствующего прибора учёта на момент проверки.
Если для проведения проверки требуется доступ в жилое помещение собственника жилья, то управляющей организации необходимо соблюдать порядок, предусмотренный п. 85 Правил №354. Не позднее 14 дней до даты проведения проверки собственнику жилья направляется извещение об её проведении. Собственник обязан обеспечить доступ представителю управляющей организации (исполнителю) в указанное время. Если, по причине временного отсутствия собственник не может этого сделать, он сообщает об этом исполнителю в срок не позднее двух дней до даты, указанной в извещении. При этом он указывает иные возможные даты и время допуска для проведения проверки. Следует отметить, что предложенная дата проверки не может быть ранее двух дней с даты, когда поступило сообщение от собственника, и позднее трёх дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки.
Итак, экономит ли ваши деньги индивидуальный прибор учета?
Плюсы:
1. Вы платите только за то, что потребили, и существует возможность экономии ресурсов.
2. Вы не переплачиваете за те объемы, которые установлены в качестве норматива потребления.
3. Вы не платите за те объемы, на которые увеличится норматив потребления с помощью повышающего коэффициента.
Минусы:
1. Вы тратите на приобретение прибора учета, его установку и на его поверку при окончании межповерочного интервала
Решать и считать вам!
Источник: сайт Лысогорского МР